|
|||||||||||||||||||
|
Шипованные шиныЗима уже кончилась, и хочется как можно скорее тепла и солнца, зелени, чистых сухих дорог без соли. Однако весенняя погода обманчива. Вечером шины тихонько шелестят по почти сухому асфальту, и ничто не портит настроения. А вот утром! Блестят полированным ледком перекрестки, а к обеду вдруг сорвется дождь со снегом, и глядь - на дорогах уже крепенькая наледь. Самая пора поговорить о ... шипованной резине. Дело в том, что шип, "вживленный" в шину, повышает эффективность управления автомобилем именно на льду и спрессованном снежном насте. При езде же по снежной "каше" шип -вещь малополезная, а его соприкосновение с чистым асфальтом губительно для обоих. Не удается забыть о шипах и весной. А когда они, собственно, появились? Чтобы разобраться, стоит совершить небольшой экскурс в историю. Первые стальные шипы-болты фиксировались в продырявленной насквозь покрышке обычной гайкой. Применялись подобные конструкции лет 100 назад, тогда они исправно вгрызались в обледенелые дороги Скандинавского полуострова. Помогали ли они водителям начала прошлого века? Да, но ... А этих "но" тогда набиралось непозволительно много: тут и низкое качество стали, и ненадежность крепления "первобытного" шипа, и его нефункциональная форма. Все перечисленные проблемы делали применение первых шипов малоэффективным с точки зрения надежности и долговечности. К тому же шипы в виде болтов с гайками значительно увеличивали вес и без того тяжелого колеса. В основном шипами оснащались в то время шины спортивных автомобилей для зимних гонок. Спорт, как обычно, первым оценил плоды новшества и стал бороться с его минусами. Инженерная мысль не переставала уделять внимание ошиповке шин. Время шло, совершенствовались материалы и технологии. Шип постепенно трансформировался в стальную заклепку, в тело которой запрессовывалась твердосплавная вставка - штифт. Теперь для крепления "стального когтя" в теле протектора уже не требовалось проделывать сквозные отверстия. Казалось, у шипов исчезли все недостатки. Действительно, поначалу европейские страны активно взялись эксплуатировать новинку. Вмонтированные в шины шипы из сплава вольфрама и титана успешно молотили в мелкую крошку ледяной панцирь германских, французских, финских автобанов, обеспечивая надежное сцепление колес с поверхностью дорожного покрытия. Одна незадача: шипы добрались и до этого самого покрытия. Очень скоро результат стал заметен невооруженным глазом. Работающая наподобие фрезы ошипованная шина "выгрызала" в асфальте выемки и целые колеи. Следствием чрезмерного усердия "когтистых" шин явилось либо полное запрещение, либо ограничение использования ошиповки во многих европейских странах и в Японии. То есть там, где зимы не столь морозны, а дороги действительно надежно очищаются от снега и льда. Находчивые шинники тут же предложили новый состав резины, метко прозванный во Владивостоке "липучкой". Эта резина прекрасно ведет себя на зимней дороге. Почти так же хорошо, как ошипованная. Из-за этого "почти", да еще из-за того же зимнего спорта, по-прежнему сохранившего верность шипам, их эволюция не прекращается. Дробящую асфальт сталь отчасти потеснила пластмасса. Воздействие на полотно дорог изготовленных из нее шипов оказалось более щадящим. Да и вес колеса с пластиком существенно меньше, нежели напичканного металлом: ведь пластмассовый шип легче своего железного аналога почти на полграмма, а количество их в покрышке может перевалить за сотню. Одна беда - пластмасса недостаточно прочна. Ее деформируют низкие температуры, ее изнашивают интенсивные динамические нагрузки. В результате шип или просто разрушается, или, "похудев", расстается с шиной и становится придорожным мусором. Тогда дорогую и почти новую зимнюю шину остается только пожалеть... Поэтому закономерно, что взоры конструкторов не могли не обратиться к "крылатому" металлу - алюминию. По своей прочности легированный алюминий мало уступает стали, а по легкости - пластмассе. Если его к тому же покрыть тефлоном - сносу такому шипу не будет. А еще был найден способ уменьшить "царапанье" шипом гладких европейских дорог. Теперь на некоторых моделях шин под каждым "когтем" предусмотрена специальная подушечка (совсем как у кошки!) из мягкой резины. "Почувствовав" твердое покрытие, такой шип утопится внутрь шины и не поцарапает дорогу. Но это - у них. Так что пока в России не излечена хроническая неготовность коммунальных служб к ежегодным погодным сюрпризам, смело гарцуйте на "подкованных" колесах и по гололедице, и по глянцевому насту. Но как только солнышко превратит дороги в череду луж, настоятельно рекомендую не полениться и сменить ошиповку на что-либо летнее. И дело даже не в бережном отношении к нелегкому труду дорожных дел мастеров. Менять покрышки следует в первую очередь из-за бережного отношения к собственному кошельку. На твердом покрытии шипованная шина ускоренно изнашивается, активно стираются и разбалтываются шипы, автомобиль грохочет по весенним мостовым, словно гусеничный вездеход. Все это не только неудобно и неприятно, но и опасно. Шипы препятствуют созданию полноценного контакта шины с дорогой. Как следствие, величина тормозного пути вашего автомобиля становится совершенно непрогнозируемой! Мировая практика вывела однозначный постулат: асфальт и шипы несовместимы. Есть и еще одна причина смены ошипованных шин, к шипам прямого отношения не имеющая. Для мягкого зимнего состава резины, способного сохранять эластичность при низких температурах, высокие совсем не хо-роши. Да и асфальт для такой покрышки - вроде точильного камня. Один сезон летней эксплуатации может погубить комплект шин, способных отслужить еще 2-3 зимы. Стоит помнить, кроме всего прочего, что при контакте шипа с асфальтом образуется пыль, которая по своему составу достаточно вредна. Во многих странах Европы идет изучение этой пыли и ее роли в возникновении болезней верхних дыхательных путей. Особенно пыль вредна детям: они ниже взрослых и получают куда большую ее дозу. Среди причин повышенного внимания к шинам в последние годы - глобальное потепление. Дороги, прежде покрытые льдом всю зиму, теперь часто остаются "голыми", даже в Исландии. Их "грызут" шипы. Стоит добавить, что пластиковые шипы имеют еще одно неприятное свойство: в отсутствие льда они буквально "полируют" дорогу, делая покрытие скользким! И все севернее и севернее власти думают: не отказаться ли от шипов вовсе? Тесты, проведенные во многих странах, не дают единого ответа. Да, шипы практически вдвое улучшают сцепление на льду. Да, они крайне вредны, если льда нет. Так что используйте их только в сезон. Источник: "Весна: пора втягивать "когти"", Автотрио, 02/2002 Ссылки по теме:
|
||||||||||||||||||
|